Добро пожаловать на сайт структурного подразделения

ДОУ №8 "Якорек"

"Логопедический пункт"

Страничка логопеда

 

 

«Как организовать чтение дома?»

Уважаемые родители!

Сегодня мы с вами поговорим о том, как организовать домашнее чтение. 

Разговор с Вами хочется начать со стихотворения В. Калинина «Первая книжка»:

Книжку с картинками

Мама купила.

Радости сколько у Леночки было!

Есть на картинке

Цветы полевые.

Многое девочка видит впервые.

Ах, до чего же красивы картинки!

Вот воробьишко сидит на тропинке.

Это у Леночки первая книжка,

Только читать не умеет малышка.

Дети у елки ведут хоровод.

Рожь золотая стеною встает.

Нежно берет ее на руки мать,

Первую книжку садятся читать.

Для современного человека, уметь читать это так же естественно, как уметь ходить, бегать, разговаривать. Но как не отбить у детей охоту брать в руки книгу и как приучить ребенка к чтению?

Как хорошо уметь читать - не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу: «Ну, почитай ещё страницу».

Не надо звать, не надо ждать, а можно взять и почитать!

Мы с детства помним строки Валентина Берестова. Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако, педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать еще в дошкольный период, к старшим классам читают всё хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

Желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его - привычка ребенка читать.

Ребенок, как правило, воспитывается в атмосфере семьи. И, если это будет атмосфера любви к книгам, то привычка читать прочно войдет в его жизнь. Мама и папа проводят вечера с компьютером или планшетом в обнимку? Не ждите, что ваши дети полюбят книги.

Как же развить  читательский интерес у детей?

Вот и настало время, когда ваш ребенок постепенно стал читать по слогам.

- Не теряйте времени, прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства. В школьные годы это будет сделать гораздо сложнее.

- Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

- Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

- Читайте вслух с ребенком не менее 10 - 15 минут в день.

- Хвалите ребенка за чтение.

- Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

- Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

- До начала или во время чтения книги выясните значение трудных или незнакомых слов.

- Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

- Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

-  Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового он из нее узнал.

-  Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.

-  Какие слова или выражения запомнились ему?

-  Чему учит эта книга?

-  Предложите нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

-  Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

-  Устраивайте дома обсуждение прочитанных книг.

-  Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

-  Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

-  Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями.

Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Интернет и компьютерные игры затягивают все больше и больше.  Сегодня школьники читают очень мало, поскольку вокруг много развлечений. Для них время, проведенное за книгой – потерянное.

Большинство родителей заставляют своих детей читать, а не советуют и не рекомендуют. Ведь когда нам что-то навязывают, то интерес пропадает. И если все-таки ребенок нехотя прочитает книгу, то удовольствия и радости текст у него не вызовет. И положительных эмоций не будет. А произведения Гоголя, Пушкина, Достоевского, Толстого и других классиков он возненавидит навсегда.

Заинтересовать ребенка чтением очень тяжело, но возможно. Попробуйте пересказать ребенку часть сюжета до самого интересного момента, до завязки. Увлеките его, а затем остановитесь. Ребенок, конечно, захочет узнать, что будет в конце. Но вы назовите ему автора, произведения и посоветуйте до конца дочитать самому.

Также сейчас детям постарше очень нравятся новинки «Гарри Поттер» и «Хроники Нарнии». А русские народные сказки сегодняшний ребенок слушать не будет, они ему покажутся глупыми и неинтересными. Самое главное – книга должна соответствовать возрасту, иначе ребенок не поймет ее.

Всегда ли книга атрибут радости?

Превратите поход в книжный магазин или библиотеку в праздник. Вспомните - большинство детей любят Макдональдс потому, что родители ведут их туда в качестве поощрения. «Будешь вести хорошо — пойдем есть гамбургеры», - говорят многие родители. Естественно, что в голове ребенка твердо укоренилась связь: Макдональдс — праздник, положительное подкрепление. А праздников в жизни нам хочется как можно больше. Вот и бегут дети за картошкой фри и коктейлем — ведь они ассоциируются с радостью!

Если вы будете поощрять хорошей ребенка книгой, если обставите поход в библиотеку или магазин, как торжественное событие, то скоро книга превратится для ребенка в атрибут радости, станет синонимом хорошего настроения, процесс покупки и чтения книг будет нравиться. А то, что нам нравится, мы хотим делать как можно чаще!

А вот еще один интересный подход к проблеме: заинтересовать с помощью запрета! Вспомните, как часто ребенку хочется именно то, что нельзя! Поставьте на полку книги, которые ему нужно прочитать. А ребенку скажите, чтобы он ни в коем случае не трогал их. Запрет он обязательно нарушит и весело проведет время с героями произведения, а после прочтения можно посоветовать ему посмотреть фильм по данному произведению.

Советы родителям дошкольников

u    Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером).

u    Читайте вместе со своим ребёнком 10-15 минут каждый день (попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).

u    Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.

u    Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения.

u    Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой.

u    Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг.

u    Посещайте с ребёнком регулярно книжный магазин или библиотеку.

u    Дарите ребёнку книги.

u    Поощряйте ребёнку в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.

u    Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.

u    Всегда хвалите ребёнка, если он читает.

u    Не заставляйте читать насильно.

u    Не выбирайте книги для ребёнка, пока он вас об этом не попросит.

u    Не заставляйте читать слишком трудные книги.

u Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.

u    Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребёнка не слишком быстрые успехи.

u    Не критикуйте ребёнка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте и улучшение наступит быстрее.

u    Не сравнивайте уровень чтения ребёнка с братьями, сёстрами, другими детьми.

u    Не прекращайте чтения детям вслух, как только он научился читать сам.

u    Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения - читать что-то лучше, чем ничего не читать.

Как  организовать  чтение  дома?

Когда вы читаете со своим ребёнком, то:

1.Найдите спокойное место.

2.Ребёнок должен сидеть рядом и видеть книгу.

3.Если ребёнку трудно прочесть слово, подскажите его.

4.Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения.

5.Обсудите прочитанное, пусть ребёнок расскажет своими словами, о чём прочитал.

6.Ведите для ребёнка, а затем совместно с ним «Дневник чтения», занося туда любимые книги.

Как сделать чтение еще интересней?

- Дарите детям книги, активно привлекайте ребенка к созданию домашней библиотеки;

-  Поощряйте пересказывание содержания прочитанного: это развивает речь и мышление

- Подбирая книгу для подарка, учитывайте возраст того, кому предназначен подарок, его характер и интересы

Научиться читать книгу – дело непростое и нелёгкое. Мало научиться читать бегло, надо ещё и уметь понимать смысл прочитанного, уметь брать от книги всё хорошее, что есть в ней!   

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание, раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

Если ребенок употребляет всего несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он "сам заговорит".                                                                                                                            

 

ВЕСЁЛЫЙ ЯЗЫЧОК: АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

Формирование правильной речи у детей в дошкольном возрасте – одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Чтобы ребёнок правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять своими органами речи (нижняя челюсть, мягкое нёбо, губы, щёки и язык). Поэтому начиная с двухлетнего возраста полезно проводить артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для развития подвижности, переключаемости языка, губ, щёк. Гимнастикой лучше заниматься 3 раза в день в течение 5 – 7 минут перед зеркалом и проводить её в игровой форме.

Птенчик. Широко открыть и закрыть рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок – «птенчик» сидит в гнёздышке и не показывается. Упражнение выполняется ритмично.

Лягушка. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые губы. Удержать данное положение на счёт до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

Хоботок. Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть вперёд губы «трубочкой». Удержать их в таком положении на счёт до пяти.

Лопаточка. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удержать в спокойном состоянии на счёт до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Иголочка. Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.

Вкусное варенье. Улыбнуться, открыть рот. Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).

Часики. Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз - два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.

Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз - два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Лошадка. Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокает лошадка. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Котёнок. На блюдечко положить немного сметаны (сгущёнки, варенья), можно взять мороженое и слизывать язычком.

Конфета. При закрытом рте упираться языком поочерёдно то в правую, то в левую щёку, показывая выступающую  «конфету» изнутри.

Занимаясь с ребёнком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения, далеко не всё будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, даче. Положительный эффект возможен только в том случае, когда упражнения выполняются ежедневно, а главное – правильно.

Литература:

Л. С. Вакуленко, Н. Е. Вакуленко, Е. С. Васильева

Консультации логопеда

СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014

Развиваем словарный запас

Дети дошкольного возраста часто затрудняются:

  • в употреблении в речи прилагательных, которыми обозначают признаки и качества предметов, личных местоимений, предлогов (в, на, под, из-за, за, из-под, около, между) и наречий (рядом, близко, сбоку, сзади и т. д.), указывающих на расположение предметов;

  • в выполнении интеллектуальных операций, связанных со сравнением предметов, их группировкой, классификацией;

  • в использовании обобщающих слов (посуда, одежда, овощи, фрукты и т. п.);

  • в способах образования существительных (при помощи суффиксов) и глаголов (при помощи приставок).

Для обогащения и активизации словаря предусматриваются дидактические игры и упражнения:

Что делает?

Лампочка … (горит, светит).

Корова … (мычит, жуёт, ходит).

Доктор … (лечит, осматривает, принимает).

Вариантом этого задания служит игра «Подумай и отгадай», когда ребёнок по набору слов-действий узнаёт объект: прыгает, лает, мяукает, ловит (кошка).

Небылица.

Бабочка плавает, а рыбка летает.

Мышка рычит, и медведь пищит.

Метла рубит, а топор подметает.

Огонь льётся, а вода горит.

Гусь кудахчет, а курица гогочет.

Игра с мячом.

Ребёнок получает мяч и называет обратное действие:

залезть - …;

вбежать - …;

въехать - …;

скатиться - … (и т. д.)

Расскажи о предмете.

Ложка какая? (большая, новая, металлическая, твёрдая, …).

Стол какой? (деревянный, высокий, гладкий, светлый, …).

Лопата какая? (тяжёлая, старая, ломанная, …).

Ваза какая? (хрустальная, стеклянная, красивая, …).

Вариантом этого задания служит игра «Отвечай быстро!», когда ребёнок по набору слов-определений узнаёт предмет: звонкий, быстрый, весёлый, круглый, … (мяч).

Назови одним словом.

Мяч, кукла, кубики, … - это … (игрушки).

Рубашка, майка, платье, … - это … (одежда).

Сандалии, ботинки, сапоги, … - это … (обувь).

Морковь, капуста, лук, … - это … (овощи).

Один – много.

Мяч – много мячей;

Лягушка - …, диван - …, белка - …, кресло - …, машина - … .

Чем похожи?

Яблоко и арбуз, кошка и собака, стол и стул.

Наоборот.

Дорога широкая, а тропинка … (узкая).

Пластилин мягкий, а камень … (твёрдый).

Чай горячий, а мороженое … (холодное).

Литература:

Л. С. Вакуленко, Н. Е. Вакуленко, Е. С. Васильева

Консультации логопеда

СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014

 

Шпаргалка 

1. Пальчики массируем – речь активизируем! http://www.i-deti.ru/detskie-sady-au/arhiv/logopediya-psihologiya-defektologiya/palchiki-massiruem-rech-aktiviziruem

2. Как развить речь малыша. http://detochka.ru/articles/a_10170/

3. Как правильно читать книги? http://detochka.ru/articles/a_kak_pravilno_chitat_knigi/

4. Советы родителям будущих первоклассников. http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/04/19/sovety-dlya-roditeley-budushchikh-pervoklassnikov

5. Дидактические игры для дошкольников. http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/besplatnaja-igra-uberi-v-komnate

6. Игры на логику и мышление. http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/igra-cvetnye-figury

Дата последнего обновления страницы 22.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения